Решение: исковым требованиям о взыскании санкций отказать.
УИД 23RSC
К делу №2а- /2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Лазаревское г. Сочи «_• » марта 2021 года
Лазаревский районный суд города Сочи Краснодарского края, в составе: председательствующего: А.П. Мороза,
секретаря К.А. Григорян
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Краснодарскому краю к Евгеньевичу о взыскании налогов
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России №7 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к 1 .Е.., в
котором просила:
- Восстановить срок для подачи административного искового заявления;
- Рассмотреть дело в порядке упрощенного производства в отсутствие представителя Межрайонной ИФНС России №7 по Краснодарскому краю.
- Взыскать с Евгеньевича в доход федерального бюджета
следующие задолженности:
-Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: налог в размере 14853,41 руб., пеня в размере 5512,54 руб.;
-Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пеня в размере 62,90 руб.;
— Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) : пеня в размере 418,72 руб.; всего взыскать задолженность в сумме 20 847,57 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Евгеньевич 21.06.2011 по 06.06.2017 был зарегистрирован в качестве ИП, что подтверждается выпиской ЕГРИП. Инспекция не несет ответственности за начисления страховых взносов, произведенных до 01.01.2017 г. (ст. 20 ФЗ № 250 от 3 июля 2016 года). В связи с неисполнением будучи ИП обязательств по уплате страховых взносов, Инспекцией в адрес должника было направлено Требование: № от 20.08.2018 со сроком уплаты до 07.09.2018.
В связи с неисполнением Д.Е. обязательств по уплате страховых
взносов, Инспекцией в адрес должника были направлены требования об уплате страховых взносов. Указанные требования были оставлены должником без исполнения. 20.12.2018 года мировым судьей судебного участка №96 Лазаревского района г. Сочи вынесен судебный приказ в отношении Д.Е. Данный приказ отменен определением мирового судьи от 24.05.2019 года по причине поступления возражений от Д.Е. относительно его исполнения. Кроме того, административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления. Изложенное явилось поводом для обращения Инспекции в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Представитель инспекции в судебное заседание не вился, о причинах не сообщил, при подаче административного искового заиления ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик Д.Е. в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил применить сроки исковой давности к требованиям о взыскании страховых взносов.
На основании ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, а также представленные сторонами письменные доказательства, суд находит требования Инспекции обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Евгеньевиче 21.06.2011 по 06.06.2017 был зарегистрирован в качестве ИП, что подтверждается выпиской ЕГРИП от16.10.2020.
Инспекция не несет ответственности за начисления страховых взносов, произведенных до 01.01.2017 г. (ст. 20 ФЗ № 250 от 3 июля 2016 года).
В связи с неисполнением будучи ИП обязательств по уплате страховых взносов, Инспекцией в адрес должника было направлено Требование: № от 20.08.2018 со сроком уплаты до 07.09.2018.
Вышеуказанные требования оставлены Д.Е. без исполнения, в связи с чем 20.12.2018 года мировым судьей судебного участка №96 Лазаревского района г. Сочи вынесен судебный приказ в отношении административного ответчика. Данный приказ отменен определением мирового судьи от 24.05.2019 года.
Изложенное послужило поводом для обращения Инспекции в суд с рассматриваемыми требованиями, которые не подлежат удовлетворению с учетом обстоятельств, перечисленных выше, и по следующим основаниям.
Федеральным законом от 03.07.2016 года №243-Ф3 налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В силу п.п. 1 и 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье — физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее — контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 той же статьи КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Исходя из ч. 7 той же статьи КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 6 ст. 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 года №308-0 изложена правовая позиция о том, что право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия; вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока. Признание причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Как указано выше, определением мирового судьи судебного участка №96 Лазаревского района г. Сочи от 20.12.2018 года отменен судебный приказ от 24.05.2019 года по заявлению Инспекции о взыскании с Д.Е.
задолженности.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из доводов административного иска следует, что определение об отмене судебного приказа было вынесено 24.05.2019 года, а в обоснование заявления о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления Инспекция указывает на позднее получение определения об отмене судебного приказа -15.12.2020 года.
Однако в материалы дела представлены доказательства и судом не установлены причины, объективно препятствующих (затрудняло) обратиться в административным исковым заявлением в установленный законом 6-месячный срок с соблюдением всех требований процессуального закона суду не представлено.
Копия административного искового заявления и приложенных к нему документов направлена Инспекцией в адрес Д.Е. лишь 16.12.2020 года,
то есть по истечению установленного пунктом 3 ст. 48 НК РФ шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (24.05.2019 года).
Таким образом, причины, по которым Инспекция не обратилась в суд с данным административным иском в предусмотренный законом срок не могут быть признаны уважительными. Учитывается, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Суд принимает во внимание, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
По смыслу положений ст. 48 НК РФ, ст. 138 КАС РФ пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с гражданина задолженности по налогам и сборам.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 года №479-0-0, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 08.02.2007 года №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт I статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Более того, административный ответчик освобождена от обязанности по уплате пеней, начисленных в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование за периоды, истекшие до ОШЖПгода
Так, в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 года №436-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Частями 2 и 3 ст. 11 названного Федерального закона предусмотрено, что решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.
Поскольку предъявленная к взысканию сумма пени, начисленных на недоимки по страховым взносам за периоды, истекшие до 01.01.2017 года, имела место по состоянию на 01.01.2017 года, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 года №422-0, пени носят акцессорный характер и не могут взыскиваться, если обязанность по уплате налога отсутствует или сроки на его принудительное взыскание истекли.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Краснодарскому краю к Евгеньевичу о взыскании санкций —
отказать.
Мотивированное решение суда составлено марта 2021 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Лазаревский районный суд г. Сочи в течение месяца со дня
вынесения мотивированного решения.
Судья Лазаревского районного суда г. Сочи А.П. Мороз
Копия верна:
Судья Лазаревского районного суда г. Сочи А.П. Мороз