Решение: производство по делу об административном правонарушении отменить
Ссылка на дело № 16-722/2020 на сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 5-655/88/2019, №12-305/2019
№ 16-1144/2019, № 16-722/2020
город Краснодар | 24 апреля 2020 года |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника Фероян Е.Е., действующей в интересах Чолакяна В.Р., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 88 Адлерского района г. Сочи от 2 июля 2019 года и решение судьи Адлерского районного суда Краснодарского края от 6 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Чолакяна Вартана Рафаеловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 88 Адлерского района г. Сочи от 2 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Адлерского районного суда г. Сочи от 6 сентября 2019 года, Чолакян В.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Фероян Е.Е. выражает несогласие с вынесенными в отношении Чолакяна В.Р. судебными актами, считая их незаконными.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Главой 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен порядок применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 настоящего Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 3 статьи 27.12.1 Кодекса).
Из смысла части 5 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется в присутствии лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении и удостоверяется, в том числе его подписью. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания такого протокола в нем делается соответствующая запись.
При этом, учитывая, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, отстранение от управления транспортным средством осуществляются уполномоченными должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 2 статьи 27.12, части 2, 6 статьи 25.7 Кодекса), то случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения делается запись.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
Как следует из части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса).
Анализ вышеназванных положений в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в процессуальные документы, производятся в присутствии лица, в отношении которого применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в перечисленные процессуальные акты только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы не только нарушение порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности, но и нарушение прав этого лица на защиту.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, об отстранении от управления транспортным средством и протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в такие процессуальные акты.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанные протоколы.
Также необходимо учитывать, что, поскольку привлечение к административной ответственности по статье 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает фиксацию мер обеспечения производства по делу, совершенных с участием понятых или ведением видеозаписи, то запись об этом в соответствующих протоколах является обязательной.
Следовательно, внесение исправлений в протоколы об административном правонарушении, о направлении на медицинское освидетельствования на состояние опьянения, об отстранении от управления транспортным средством, касающиеся в том числе и указания о применении видеозаписи, но в отсутствие таких сведений в полученных правонарушителем процессуальных документах, нельзя признать соответствующими установленной административной процедуре.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 14 апреля 2019 года инспектором ДПС ГИБДД УВД г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю в отношении Чолакяна В.Р. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому в указанную дату в 01 час 40 минут Чолакян В.Р., являясь водителем транспортного средства «Форд Фокус», государственный регистрационный знак В 046 ОУ 177, возле <адрес>, не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянение.
Между тем, в указанный протокол об административном правонарушении внесены изменения: графа «иные сведения, необходимые для разрешения дела» дополнена записью «производилась видеосъемка»; в графу о разъяснении прав дописано слово «отказ»; в графу «копию протокола получил» дописано — «отказ»; в графу «ходатайствую о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства» дописано слово «отказ» (л.д. 2).
В протокол об отстранении от управления транспортным средством дописан признак опьянения — «запах алкоголя изо рта»; в графу «фамилия» дописано слово «видео»; выделено, что отстранение от управления транспортным средством осуществлено с применением видеозаписи; в графу «копию протокола получил» дописано — «отказ» (л.д.3).
В протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения внесено дополнение признака опьянения – «запах алкоголя изо рта»; в графе «основание для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения» выделен пункт 1 «отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения»; в графе «пройти медицинское освидетельствование» дописано слово «отказ»; в графе «копию протокола получил» дописано — «отказ»; в графу «понятые» дописано слово «отказ» (л.д. 4).
Данные обстоятельства подтверждаются копиями протокола об административном правонарушении (л.д. 56), о направлении на медицинское освидетельствование (л.д. 54), об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 55), представленными Чолакяном В.Р. с жалобой на постановление мирового судьи, а также рапортом сотрудника полиции о том, что копии процессуальных документов вручены Чолакяну В.Р. после составления административного материала (л.д. 7).
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения в протоколы о направлении на медицинское освидетельствования на состояние опьянения, об отстранении от управления транспортным средством и в протокол об административном правонарушении были внесены в присутствии Чолакяна В.Р.
Также не имеется сведений об извещении Чолакяна В.Р. о необходимости явиться в ГИБДД для внесения изменений в процессуальные документы.
При этом направление вышеназванных процессуальных документов с внесенными в них изменениями в адрес Чолакяна В.Р. по адресу: <адрес> (л.д.8), не подтверждает соблюдение должностным лицом административного органа вышеназванных положений о порядке привлечения к административной ответственности и предусмотренных законом гарантий защиты прав лица, в отношении которого велось производство об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», когда протокол об административном правонарушении составлен или другие материалы оформлены неправильно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Несмотря на указанное разъяснение Верховного Суда Российской Федерации, на стадии подготовки к рассмотрению дела мировым судьей протокол об административном правонарушении с материалами дела не был возвращен в подразделение ГИБДД для устранения противоречий относительно внесенных в процессуальные документы изменений.
Таким образом, оснований полагать о том, что изменения в протоколы внесены должностным лицом с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Мировым судьей вопрос относительно соблюдения процедуры направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения не выяснялся.
Судья районного суда, располагая сведениями о приведенных выше нарушениях, указал, что внесенные в протоколы дописки не опровергают наличие в действиях Чолакяна В.Р. состава вменяемого административного правонарушения.
Такие выводы не основаны на действующем законодательстве.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
При таком положении протокол о направлении на медицинское освидетельствование, протокол об отстранении от управления транспортным средством и протокол об административном правонарушении подлежат признанию недопустимыми доказательствами по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлены с нарушением требований названного Кодекса.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что вышеназванные процессуальные документы составлены с нарушением требований названного Кодекса и являются недопустимыми доказательствами, выводы о наличии в действиях Чолакяна В.Р. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, преждевременны.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение, принимается постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 88 Адлерского района г. Сочи от 2 июля 2019 года и решение судьи Адлерского районного суда Краснодарского края от 6 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Чолакяна В.Р. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене, а производство по делу — прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника Фероян Е.Е. в интересах Чолакяна В.Р. удовлетворить.
постановление мирового судьи судебного участка № 88 Адлерского района г. Сочи от 2 июля 2019 года и решение судьи Адлерского районного суда Краснодарского края от 6 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Чолакяна Вартана Рафаеловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова