Права потребителей и основной инструмент их защиты: претензия
Реальность такова, что мы, волей-неволей, ежедневно становимся потребителями чего-либо – услуги или товара, за что мы вынуждены расплачиваться нашими кровными. И если за качественный товар или услугу заплатить причитающее еще не жалко, то наоборот, обидно, когда в обмен на наши деньги нам продают бракованный товар или оказывают не самую добросовестную услугу. В подобных случаях обычно нам помогает закон – если мирно уладить ситуацию с продавцом не получается, то мы вспоминаем о защите своих прав как потребителя и обращаемся в суд. И тут очень полезно знать основы всего процессы самой защиты прав потребителя, и, как и во многих других подобных процессах, в основе здесь лежит грамотно составленный иск в отношении лица, предоставляющего услугу.
Но следует помнить, что до суда всё же стоит попробовать разрешить вопрос в досудебном порядке – как минимум, чтобы получиться возможность взыскать штраф за отказ в удовлетворении законной претензии. Собственно, и оформляется этот процесс тоже в виде претензии, в которой мы излагаем то, что в итоге нам нужно получиться от продавца: возврат денег, товара, ремонт за счет продавца и т.д. В претензии необходимо указать:
- Свойства товара, его дефекты, подтверждающие ненадлежащее качество товара или предоставленной услуги;
- Документы, регулирующие возникшие между вами и продавцом отношения;
- Требования к продавцу.
Претензия составляется в двух экземплярах, с датой и подписью получателя претензии. При отказе от получения претензии, делаются соответствующие пометки от наблюдающих свидетелей. Законом определено 10 дней (но срок может увеличиваться в зависимости от сложности товара или услуги) для удовлетворения претензии. Если продавец этого делать не намерен, то на основе претензии составляется исковое заявление о защите прав потребителей.
Исковое заявление и что в нем указать
Согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», покупатель вправе требовать:
- замену товара на новый;
- замену товара на аналогичный с похожими характеристиками с перерасчетом цены;
- уменьшения стоимости товара;
- устранения дефектов или возмещения средств, потраченных на его ремонт;
- возврата товара с возмещением уплаченных средств.
Если вы получили некачественно оказанную услугу или исполнителем были нарушены условия договора, то, ссылаясь на ст. 29 Закона «О защите прав потребителей», вы имеете право требовать:
- бесплатного устранения дефектов в выполненной работе;
- уменьшения стоимости услуги;
- повторного проведения работ или изготовления изделия из того же материала (но при условии, что первоначальный результат работы был возвращен исполнителю);
- возмещения затрат, связанных с исправлением дефектов или недочетов изначальной работы.
Также вы вправе потребовать возмещения морального ущерба за предоставление некачественной услуги.
Куда подается исковое заявление и приложения к нему
К исковому заявлению необходимо приложить следующие документы:
- копии искового заявления для ответчика и третьих лиц;
- доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
- документы, подтверждающие возникшие между вами и продавцом/исполнителем отношения. Это могут быть чеки, квитанции, договоры подряда, оказания услуг, а также отчет об оценке стоимости устранения недостатка товара или результата работы и т.д.
- копию досудебной претензии и доказательства направления ее ответчику, ответ на вашу претензию (если ответ был дан);
- расчет взыскиваемой суммы;
- документ об уплате госпошлины — если вы не освобождены от ее уплаты.
Если сумма иска не превышает 1 млн. рублей, то госпошлину выплачивать не нужно.
- по месту нахождения организации-ответчика (ее филиала или представительства, если иск вытекает из их деятельности) или по месту жительства индивидуального предпринимателя — ответчика;
- по месту жительства или пребывания истца;
- по месту заключения или исполнения договора.
На самом же деле, до судебного иска вопрос о защите прав потребителей доходит редко – чаще всего возникающие проблемы решаются еще на уровне претензии или даже до ее составления, более мирным путем. Если же вам не повезло иметь дело с достаточно недобросовестным исполнителем или продавцом, то без соответствующих мер не обойтись. И тут самое главное – правильно составить претензию или иск, т.к. от этого в большей степени зависит исход судебного решения — в этом вам помогут опытные специалисты нашего юридического центра, у которых вы можете проконсультироваться по подобным вопросам от начала и до самого конца возникшего дела.