С подобной инициативой выступил Михаил Абызов, в прошлом член Российского союза предпринимателей, ныне министр по организации работы «Открытого правительства». Данное предложение – лишь одна из мер в рамках проводимой реформы автомобильного транспорта России, имеет целью снижение травмоопасности движения для детей младше одно года.
На данный момент инициатива находится в стадии рассмотрения – Абызовым Министерству труда РФ поручена детальная проработка проблемы недостаточной гибкости в использовании материнского капитала, также к рассмотрению вопроса подключен ряд других ведомств страны. Крайний срок рассмотрения и вынесения Минтрудом определенного решения определен на 15 сентября 2016 года.
Параллельно планируется начать работу по инспекции уже существующих на рынке средств фиксации детей в автомобиле на предмет их эффективности и соответствие законодательству РФ. Наиболее ответственное поручение поступило Росстандарту – до конца сентября 2016 года подготовить и направить на рассмотрение Правительству предложение об инспектировании компаний, занимающихся импортом и производством удерживающих устройств. Итогом этого мероприятия, как ожидается, станет отказ к доступу на рынок целому ряду отечественных и иностранных поставщиков некачественной продукции. Конкретный механизм предстоит подготовить и принять к исполнению не позднее 15 октября.
Проблема ненадлежащего качества актокресел и иных удерживающих устройств не нова. Но поводом к пересмотру вариантов использования материнского капитала послужило исследование, проведенное Открытым правительством в сотрудничестве со ВЦИОМом. Согласно его выводам, не более десятой части россиян готовы выделить на приобретение автоустройства бюджет выше 5 тысяч рублей, при том, что кресла и люльки приемлемого качества обойдутся в более чем 7 тысяч рублей.
Обсуждается вопрос и о самом термине «детское удерживающее устройство». Современный рынок подобных устройств перенасыщен продукцией в виде бустеров, адаптеров ремня безопасности и другого оборудования, якобы, являющегося дешевым аналогом громоздких люлек. Их эксплуатацию не запрещает и существующее отечественное законодательство, в нормативных актах которого «иными средствами» дозволяется свободно пользоваться при транспортировке лиц младше 12 лет. На данный момент в Министерстве юстиции РФ находится предложение Министерства внутренних дел о снижении данного возрастного ценза до 7 лет. Михаилом Абызовым поставлена задача о выпуске правительственного постановления по этим изменениям в ПДД не позднее 15 октября.
Другая сторона проблемы – недостаточная эффективность со стороны контрольных органов России. Это выливается в необычайно высоком уровне фальсификата невысоко качества – Минпромторг и ряд экспертных центров РФ оценивают насыщенность рынка автокресел продукцией, не отвечающей требованиям по безопасности, в 90% и выше. Систематически проводимые рейды выявили и систематические нарушения в сертификации продукции – просроченную техническую документацию, фактическую фиктивность организаций, такую документацию оформляющих.
Помимо перечисленных мероприятий правительства и контрольных органов, Абызовым предлагается к принятию целый ряд иных мер. Они должны помочь родителям малышей самостоятельно определить продукцию достаточно безопасную и приемлемую по стоимости. Например, для этого может быть организован как единый государственный реестр тематической продукции, так и информационное сопровождение непосредственно в пунктах реализации удерживающих устройств.
Прорабатываются также и способы упростить осуществления контроля за качеством изделий и проверяющим инстанциям. Одна из возможных мер – соответствующая сертификация изделий, с помощью чего инспекции получат возможность проверять автокресла непосредственно в точках сбыта.